Компьютерный Дом
о фирме прайс в Exel формате статьи услуги контакты
аудиокниги
Статьи : как потратить деньги на компьютер
 

Упоминание сыра в заглавии этой статьи разумеется связано со знаменитой французской поговоркой про бесплатный сыр и мышеловку. Бесплатного компьютерного продукта, «компьютерного сыра» к счастью не бывает, но недоброкачественного к сожалению довольно много. В статье хочется сделать попытку, пусть несколько субъективную, предупредить потенциального покупателя компьютера о существующих на этом рынке ловушек для простаков и лазеек для лукавых продавцов.

Прежде чем начинать тратить деньги Вам необходимо корректно

выбрать будущую конфигурацию компьютера. Помочь в таком выборе неквалифицированному покупателю может технически грамотный личный знакомый, если конечно он заслуживает доверия. Можно также обратиться в какую-либо компьютерную фирму и объяснить продавцу свои запросы, перечень тех задач, которые Вы хотите решать с помощью компьютера и свои финансовые возможности. Кстати, если продавец в фирме не сможет или не захочет подробно обсуждать с Вами эти темы, то это наверняка не та фирма, где компьютер следует покупать. Наконец, в Интернете весьма часто появляются статьи на тему выбора компьютерного «железа». Пусть предварительный выбор Вы сделали. Вот теперь надо решить где следует потратить деньги на компьютер, да так чтобы потом за свои деньги не получить букет проблем.

Компьютерный рынок нашего города переполнен предложениями продавцов, рекламными кампаниями. Ваша задача не попасть к недобросовестному продавцу, а значит надо быть хотя бы чуть-чуть в курсе конъюнктурных условий действующих сегодня в компьютерном бизнесе. Чтобы понять сложность этой проблемы отметим, что в Санкт-Петербурге и Ленинградской области насчитывается более 1500 больших и малых компьютерных фирм. Правда, количество активных продавцов компьютеров конечным потребителям, имеющих магазины и выставочные залы и рекламирующих себя, существенно меньше - не более 300.

Главным и естественным критерием правильной покупки сложной техники является отношение качества к цене. Качество компьютера определяется его надежностью, отсутствием проблем в процессе эксплуатации (сбои, зависания и т.п.), возможностью модернизации, совместимостью с вновь покупаемым оборудованием и программами, а также, разумеется, производительностью и объемом памяти (оперативной и неоперативной, в частности, дисковой). Вам при покупке следует трезво оценивать как свои финансовые возможности, так и величину своих запросов. Компьютер в принципе не может быть и очень хорошим (качественным) и очень дешевым. В условиях сегодняшнего рынка отношение качества к цене для самосборных компьютеров от фирмы к фирме лежит в диапазоне 10-12%. Получается, что объявленный главный критерий не вполне определяет успех. Предположение же о том, что там где компьютер с аналогичными характеристиками чуть дороже также будет и чуть качественнее отчасти имеет под собой основание, но только если Вы учтете нижеописанные обстоятельства и рекомендации.

В настоящее время самосборные компьютеры разных фирм Петербурга имеют вероятность выхода из строя за период гарантийного срока и следующего за ним года в среднем около 6%/ Вероятность эта колеблется от 1 до 10% в зависимости от массовости сборки и продажи ,а также от технической политики руководства, выражающейся в том на сколько фирма-продавец готова идти Вам на встречу в специфических требованиях (конкретизации фирм, изготавливающих комплектующие, изменения объемов памяти, выборе внешнего вида и т.д.). Многие продавцы компьютеров либо предлагают только стандартные конфигурации (изменения не допускаются), либо идут на изменения неохотно и, как правило, существенно повышают стоимость.

При массовой сборке однотипных компьютеров иногда применяется ловкое продуманное использование второсортных дешевых комплектующих. Расчет тонок и учитывает несколько нюансов. Вот предполагаемые варианты и прогнозы развития событий:

  • недостаточно квалифицированный пользователь использует компьютер для ограниченного круга решаемых задач, а проявляющиеся сбои в работе будет считать своими ошибками или ошибками программных продуктов;
  • второсортность комплектующих чаще всего заключается в их относительной годности (температура, влажность, частотные характеристики) и в плохой совместимости с различными аппаратными и программными компонентами; следовательно можно задать ограниченные условия эксплуатации настройками и ограничением реконфигурации, запретом на модернизацию под тем или иным предлогом;
  • распознав ущербность своего дешевого компьютера, покупатель обратится с претензией к продавцу, где ему будет предложено заменить этот компьютер на более совершенный, на «фирменную модель», но с соответствующей доплатой, учитывающей, в частности, физический и моральный износ возвращаемого продукта.

Возможны и другие варианты, но суть уже ясна.

Ловушки для клиента иногда размещаются в сопроводительных паспортных и гарантий документах на продаваемый компьютер, которые подписывает покупатель. Заметим здесь, что сам по себе факт подписания этих документов совершенно корректен по закону. Важно лишь, чтобы в подписываемом документе не было согласия на ограничения в эксплуатации компьютера (на совместимость, на перенастройку, на работу с каким-либо программным продуктом и т.п.), а также важно проверить наличие в документах фраз об отказе в гарантийном обслуживании на нерегламентированных законом обстоятельствах. Следует также учесть, что подписанное покупателем согласие на обслуживание системного блока компьютера в сервисном центре, являющимся обычно другим юридическим лицом, позволяет продавцу уйти от ответственности в особо тяжелых случаях применения Закона о защите прав потребителей и Гражданского кодекса.

Еще одним лукавым приемом, применяемым продавцами компьютерного «железа», является публикация в городских рекламных печатных изданиях, а изредка и в Интернете, сообщений о продаже товаров по очень низкой цене, быть может самой низкой в городе. Последствия иногда развиваются по следующим сценариям:

  • покупатель, завлеченный рекламой, приезжает в магазин, где тут же выясняется, что последний экземпляр дешевого товара «только что продан»; есть ему аналогичный, и даже лучше по качеству, но немного дороже; при достаточной квалификации работников магазина клиент покупает этот более дорогой товар, полагая, что не имеет смысла тратить время и деньги на другую поездку;
  • покупатель видит в рекламе цену, указанную в «условных единицах», под которыми подразумеваются обычно доллары США; при посещении же магазина выясняется, что продажи осуществляются, как этого требует Закон, только за рубли, а вот внутренний курс в магазине – курс ЦБ плюс 6%, либо что под условными единицами подразумевались не доллары, а евро; клиент сильно возмущен, но он уже приехал, и с ним начинают работать продавцы и сотрудники магазина, и часто их усилиями покупка все же происходит.

Описаны два сценария, но есть и другие более изощренные, избежать которых не помогает даже предварительный звонок по телефону для уточнения всех обстоятельств дешевой продажи. Заметим, что все сценарии предполагают специальную подготовку сотрудников магазина.

Здесь следует немного остановиться на характеристике персонала компьютерных магазинов. С одной стороны все ловушки и лазейки, применяемые в компьютерном бизнесе, требуют специальной квалификации работников фирмы, не только продавцов и менеджеров. Профессиональный менеджер способен убедить в необходимости немедленной покупки значительной части клиентов. В этом, разумеется, нет ничего дурного, если нет вышеозначенного лукавства, от которого страдает покупатель. Именно поэтому при посещении компьютерного магазина рекомендуется подробно обсуждать будущую покупку, задавать «детские» вопросы, Вам должны терпеливо и ясно отвечать. Если же с Вами общаются неохотно, демонстрируют явные пробелы в знаниях характеристик товара, либо напротив ведут агрессивную пропаганду и демонстрируют Вашу некомпетентность, пытаются запутать, то это верные признаки возможной ловушки.

Компьютерные магазины в Санкт-Петербурге весьма разнообразны. Среди них можно выделить некоторые типы:

  • компьютерные супермаркеты и сети магазинов по продаже всевозможной электронной техники, ориентированные на массовые продажи; некоторые из них не имеют своих сборочных отделов и продают компьютеры как законченный не подлежащий какой-либо доработке продукт;
  • оптовые фирмы и фирмы ориентированные на корпоративного заказчика; конечному покупателю приобрести товар в них заманчиво, но удается это очень редко, главным образом по знакомству;
  • фирмы, ориентирующиеся на эксклюзивные компьютеры, собранные известными зарубежными фирмами; сюда же можно отнести специальные магазины по продаже ноутбуков; самым существенным обстоятельством в этих фирмах является высокая цена компьютеров по сравнению с самосборными при наличии объективно одинаковых характеристик; безусловно, фирменные компьютеры часто имеют более высокую надежность и более совершенный дизайн, но одновременно эти компьютеры явно имеют наценку за имя производителя, а кроме того почти не допускают модернизации в процессе эксплуатации, то есть рискуют быстро устареть;
  • компьютерные «ателье индивидуального пошива», работающие с клиентами в режиме тщательно обсуждаемого заказа; цена компьютеров простых конфигураций в этих магазинах на несколько процентов выше чем, например, в супермаркетах; но в случае выполнения нестандартного индивидуального заказа в сколь угодно сложной конфигурации цена напротив будет относительно невысокой.

Вероятно, существуют и другие типы компьютерных фирм, но для целей данной статьи достаточно перечисленных выше. Выделенные разновидности магазинов и содержание первой части статьи позволяют сделать несколько важных выводов и рекомендаций.

При посещении компьютерного магазина следует быть внимательным к таким «мелочам» как качество занимаемых помещений (величина и близость к метро не столь существенны, хотя и желательны), возраст фирмы, поведение персонала, желание и умение продавцов отвечать на Ваши наивные вопросы, разнообразие предлагаемых конфигураций компьютеров и возможность использования комплектующих по Вашему желанию, готовность фирмы к не только к гарантийному, но и к дальнейшему обслуживанию и к будущим модернизациям ныне покупаемого компьютера.

Никогда не следует делать покупку компьютера, являющегося достаточно сложным и дорогостоящим товаром, второпях, под влиянием назойливой рекламы.

Покупая компьютер, обязательно проверьте его комплектность и работоспособность, а также наличие сопроводительной документации на максимальное количество комплектующих в составе системного блока. Отсутствие документов или информационных CD-дисков на ряд комплектующих (материнская плата, видеокарта, модем, звуковая карта и т.п.)может означать их второсортность. Всю эту документацию следует хранить для целей дальнейшей возможной модернизации компьютера. Следует также перед подписанием повнимательнее ознакомиться с содержанием паспортов и гарантийных документов в той части, где прописаны обязательства продавца и покупателя, а если Вас что-то в документах смутит, покажется непонятным или несправедливым задайте работникам вопросы и дождитесь ясного ответа.

Сравнивая перечисленные выше типы компьютерных фирм по всей совокупности изложенного, можно констатировать, что избежать ловушек и не переплачивать за устраивающий Вас по всем параметрам компьютер можно, и что чуть проще это сделать, на наш взгляд, в компьютерных ателье, имеющих обычно круг постоянных клиентов.

Содержание данной статьи может вызвать у Вас вопросы и возражения. Обращайтесь на наш e-mail – ответим и подискутируем.

 

А.Кузьмин

 

 

 

 

Компьютерный Дом 2008г.
Rambler's Top100